Атеросклеротическая гангрена нижних конечностей

Облитерирующий атеросклероз — это заболевание артерий, при котором происходит частичное или полное прекращение поступления крови в тканях вследствие сужения просвета артерий атеросклеротическими бляшками или тромбами.

Внутренняя стенка здоровых сосудов гладкая и ровная. Это позволяет крови течь в просвете сосуда без каких-либо затруднений. При атеросклерозе внутренняя стенка артерии становится неровной и утолщённой за счет отложений холестерина (холестериновые бляшки). Этот патологический процесс и называется атеросклерозом. При дальнейшем развитии заболевания происходит сужение или полная закупорка артерий, что приводит к значительному уменьшению поступления крови.

Атеросклероз чаще всего поражает сосуды сердца, головного мозга и нижних конечностей. При уменьшении поступления крови к нижним конечностям вначале появляются боли в икроножных мышцах при ходьбе, проходящие в покое, (перемежающаяся хромота), онемение, зябкость в стопах. При прогрессировании заболевания боли в ногах становятся постоянными. В случае хронического заболевания на пальцах стоп появляются трофические язвы и некрозы (омертвения кожи чёрного цвета). Если не предпринято никаких лечебных мер, то следующей стадией заболевания может стать гангрена (полное омертвение) конечности.

В настоящее время, атеросклероз артерий нижних конечностей встречается примерно у10 % населения в возрасте 65 лет и старше. Больше всего данному заболеванию подвержены курящие мужчины старшей возрастной группы (старше 50 лет), хотя заболевание может встречаться и у лиц более молодого возраста. Число больных с облитерирующими заболеваниями артерий нижних конечностей в настоящее время постоянно растёт, что связано с постарением населения, распространением курения.

Развитию гангрены способствуют:

• Курение;
  • Высокое артериальное давление (гипертония);
  • Высокий уровень холестерина крови;
  • Ожирение;
  • Сахарный диабет;
  • Отягощённая наследственность;
  • Малоподвижный образ жизни.

Несколько слов о курении. Необходим полный отказ от любой формы использования табака. Курение даже 1 сигареты в сутки самого лёгкого типа использование нюхательных смесей на основе табака или длительное нахождение в помещении для курения и т.п.является неблагоприятным фактором риска, вызывающим прогрессирование облитерирующего атеросклероза и развитие его тяжёлых осложнений. Никотин, содержащийся в табаке, заставляет артерии сужаться, тем самым мешая крови двигаться по сосудам и увеличивая риск появления в них тромбов.

При появлении сужения артерий больных беспокоят:

• Боли или чувство усталости в мышцах ног при ходьбе (как правило, в икроножных мышцах) — этот симптом является одним из ранних признаков атеросклероза сосудов ног;
  • Непривычное чувство зябкости и онемения в стопе, усиливающиеся при физической нагрузке (ходьба, подъем по лестнице;
  • Разница в температуре кожи между конечностями (страдающая нога прохладнее, чем здоровая);
  • Боли в ноге в состоянии покоя, лишающие пациента сна;
  • Наличие незаживающей ранки или трофической язвы, обычно располагающейся в области стопы или нижней трети голени;
  • Потемнение кожи, часто в виде темно-бурого или черного некроза пальцев стопы (гангрена).

При подозрении на атеросклероз артерий нижних конечностей необходимо дообследование с целью подтверждения (или исключения) диагноза, установления стадии заболевания и определения лечебной тактики.

• При осмотре хирург с определением пульсации магистральных артерий конечностей, шеи и брюшной полости, а также выслушивание шумов в проекции крупных сосудов;
  • Ультразвуковое дуплексное сканирование;
  • Рентгеноконтрастная ангиография;
  • Компьютерная томография в ангиорежиме;
  • Магнитно-резонансная томография в ангиорежиме.

Лечение облитерирующего атеросклероза сосудов нижних конечностей зависит от стадии заболевания и его распространённости.

Хирургическое лечение при атеросклерозе артерий нижних конечностей применяется в тех случаях, когда проводимое консервативное лечение неэффективно, имеются признаки прогрессирования заболевания. Наличие гангрены в большинстве случаев является противопоказанием к выполнению реконструктивных операций.  Другим противопоказанием к выполнению реконструктивных операций является острый инфаркт миокарда или нарушение мозгового кровообращения. У таких больных в своей практике мы часто наблюдали прогрессирование язвы или некроз краёв язвы при инфаркте миокарда.

Лечение трофических язв без воздействия на артериальный кровоток в конечности чаще всего малоэффективно.

Даже несмотря на интенсивную медикаментозную терапию, регионарное кровообращение у них прогрессивно ухудшается, что нередко вынуждает производить высокую ампутацию конечности.

В нашем отделении накоплен большой опыт по лечению  и выхаживанию таких больных. Сотрудниками предложено более 10 усовершенствований оперативнй техники и модификаций лечения больных с терминальными степенями ишемии и гангренами. По предложенным модификациям операций защищено 3 кандидатские диссертации, 1 докторская и выпущено более 100 печатных работ.